ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту строительства низконапорной Нижегородской плотины на реке Волга в части обоснования инвестиций. (Институт Гипроречтранс, Москва 2003)

На основании просмотренных представленных материалов: Обоснование инвестиций. Том 2.1 Общая часть. Книга 2 "Оценка воздействия на окружающую среду",

и исходя из Законов Российской Федерации, в частности:

  1. Конституция Российской Федерации (статьи 2, 9, 58).
  2. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. № 1060, 10 декабря 1969 г. № 940, 25 октября 1974 г. № 833, 17 ноября 1978 г. № 932, 22 июня 1979 г. № 591, 2 октября 1981 г. № 967, 12 июня 1987 г. № 657).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных. Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений. Статья 8.38. Нарушение правил охраны рыбных запасов).
  4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N2060-1.
  5. Федеральный закон о животном мире (24.04.1995 г. N52-ФЗ).
  6. "О Красной книге Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158).
  7. "О внесении изменений в Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (приказ Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569 с изменениями от 5 ноября 1999 года N 659).
  8. Ратифицированная РФ "Конвенция о биологическом разнообразии" (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)
  9. а также официально утвержденных методических указаний для ОВОЗ рыбохозяйственных водоемов

  10. Указания о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (ОНД 1-86) (утверждены приказом Министерства рыбного хозяйства СССР № 506 от 22 сентября 1986 г. Согласованы Госстроем СССР № АЧ-1780-2/2 от 8 апреля 1986 г.).
  11. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов (утверждена Министерством рыбного хозяйства СССР № 30-1-11 от 16 августа 1967 г.).
  12. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов (утверждена Министерством рыбного хозяйства СССР 12 июля 1974 г. № 30-2-02).
  13. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов (статьи 6,7) - ГОСТ 17.1.2.04-77.
  14. Распоряжения и.о. губернатора Нижегородской области "О Красной книге Нижегородской области" от 13.05.97 № 574-р и Распоряжения губернатора Нижегородской области "Об утверждении Перечня видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области" от 22.07.98 n 1153-р.

и на основании статей 3, 9, 14, 19-25 Закона РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.1993 необходимо констатировать нижеследующее:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации водные биологические ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов Российской Федерации, важнейший компонент окружающей природной среды и источник удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан Российской Федерации. Исходя из этого и вышеперечисленных нормативных актов проанализируем проект строительства низконапорной Нижегородской плотины на реке Волга (в дальнейшем - Проект) со стороны оценки возможного воздействия строительства и эксплуатации низконапорной Нижегородской плотины на водные биологические ресурсы.

Утверждение авторов Проекта "Редких и особоохраняемых животных, занесенных в Красную книгу РФ, на рассматриваемой территории нет". (стр 35) не соответствует действительности, т.к. в акватории реки Волги и в реках ее бассейна, между Чебоксарским и Горьковским водохранилищами, встречаются (или могут быть обнаружены) следующие виды ихтиофауны, занесенные в Красную книгу РФ и Нижегородской области: минога ручьевая европейская - Lampetra planeri, стерлядь - Acipenser ruthenus, хариус - Thymallus thymallus, горчак Rhodeus sericeus, быстрянка -Alburnus bipunctatus, подуст - Chondrostoma nasus, гольян - Phoxinus phoxinus, обыкновенный подкаменщик - Cottus gobio (см. Атлас пресноводных рыб России, т.1-2, 2002). А при вероятной, и крайне необходимой реконструкции плотин ГЭС (строительство "работающих" рыбоходов) выше и ниже по течению станет возможным и обитания на данном участке и проходных "краснокнижных" осетровых, лососевидных и сельдевых рыб.

В Проекте указано "Расчетные данные по ущербу животному миру в зоне воздействия водохранилища низконапорного гидроузла приведены в таблице 3.5.1." (стр.36, 37), однако, каких-либо данные по водным (рыбы и беспозвоночные) и околоводным животным (амфибии и рептилии), которые потенциально будут испытывать непосредственное воздействие от плотины, в этой таблице отсутствуют.

Особое внимание вызывает раздел 3.6. Проекта "Воздействие на рыбные запасы", в котором сказано, что участок р. Волги, на котором будет расположено водохранилище.., относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории. Здесь зафиксированы нерестилища стерляди, жереха, язя, леща, берша и других видов рыб. На участке отмечены миграционные перемещения большинства из этих рыб к местам нереста и нагула, здесь ежегодно происходит скат молоди (стр. 37). Из чего следует, что:

  • данный участок является водоемом высшей рыбохозяйственной категории;
  • на нем СУЩЕСТВУЮТ нерестилища особоохраняемых и ценных видов рыб;
  • по нему проходят пути миграций особоохраняемых и ценных видов рыб,

поэтому, в соответствии с действующими официально утвержденных методиками (для рыбохозяйственных водоемов) должна быть произведена оценка воздействия на рыбные запасы.

Однако, авторами Проекта, в нарушении действующего законодательства, выбран совсем другой подход. Не рассчитав потенциального ущерба (а используя информацию Нижегородской рыбинспекции), (которая не является научно-исследовательской организацией) только по предполагаемым затратам по проектированию и строительства "компенсационного объекта" стр.39), они сразу переходят к его проектированию, не обращая внимания на, то что "Детальная проработка вопроса, касающихся всех аспектов влияния гидроузла на ихтиофауну и об ущербах, наносимых рыбным запасам при строительстве низконапорного гидроузла, будет произведена на следующей стадии проектирования в рамках разработки специального рыбоводно-биологического обоснования" (стр. 38).

В данном случае, мы наблюдаем, подмену следующего:

  • нарушение законодательной процедуры по оценке воздействия на рыбные запасы;
  • попытка оценить воздействие без проведения актуальных ихтиологических и гидробиологических исследований;
  • сведение компенсаций от ущерба только к строительству "компенсационного объекта", без каких бы то не было других мер по снижению негативного воздействия;
  • детальную проработка вопроса, касающихся всех аспектов влияния гидроузла на ихтиофауну и об ущербах предполагается заменить рыбоводно-биологическим обоснованием строительства рыборазводного объекта (см. далее).

Переходя к рассмотрению "компенсационного объекта" отметим следующее (стр. 38): Метод - анализ затрат с привлечением данных по объекту-аналогу. Объект-аналог - нерестово-вырастное хозяйство (НВХ) Чебоксарского гидроузла мощностью 6020 тыс. сеголеток пеляди и 3470 тыс. штук двухлетнего сазана, белого амура и толстолобика. Выращенную молодь предполагается выпускать в Чебоксарское водохранилище.

Возникают ряд вопросов, на которые хотелось бы получить ответы:

  • Почему выбран метод по объекту-аналогу, а не утвержденные методики?
  • Почему выбрано НВХ Чебоксарского гидроузла, а не какого-либо другого?
  • Почему, если указано, что на участке "р. Волги, на котором будет расположено водохранилище.., зафиксированы нерестилища стерляди, жереха, язя, леща, берша…" (стр. 37) предполагается создать НВХ-аналог, в котором будут разводить, к примеру, не местную стерлядь, жереха, язя, леща, берша, а привозных - пелядь, сазана, белого амура и толстолобика? Какая же это компенсация?
  • Каким образом предполагается, в нарушение "Конвенции о биологическом разнообразии", производить выпуск молоди неаборегенных видов-вселенцев (сейчас это называется "биологическое загрязнение") в открытый водоем высшей рыбохозяйственной категории?

И еще один принципиальный вопрос. На стр.37 Проекта читаем "Организованный промысел рыбы на участке не ведется, однако вследствие близости крупных населенных пунктов на участке ведется любительское рыболовство". Из чего следует, что ущерб предполагаемого строительства наносится ТОЛЬКО рыболовам-любителям. Почему не определено их количество, чтобы рассчитанную в Проекте сумму (на III кв. 2003 г. это в сумме 319 млн. руб., стр. 39) направить, по логике Проекта, как компенсацию, рыболовам Нижегородской области?

Кажется странным, что, не смотря на то, что авторы Проекта явно понимают, что "Строительство низконапорного гидроузла способно оказывать негативное воздействие на рыбные запасы (стр. 38):

  • из-за ежегодной сработки водохранилища ухудшаются условия воспроизводства и нагула рыб;
  • будут затоплены нерестилища стерляди, жереха, судака, чехони и других рыб;
  • из-за плотины осложняться условия миграции рыб.
  • Снижении, более чем в 2 раза, рыбопродуктивности участка",

они собираются продолжать Проект, подталкивая проектировщиков, строителей, согласовывающие инстанции, федеральные и местные органы власти к явному нарушению российского природоохранного законодательства, тем самым ухудшая имидж Российской Федерации на международной уровне.

В заключение еще раз перечислим главные недостатки Проекта в части оценки воздействия на рыбные запасы.

  1. Нарушен законодательно установленный порядок оценки воздействия на рыбные запасы.
  2. Не разработаны адекватные меры по компенсации ущерба.
  3. Результатом реализации проекта станет уничтожение видов ихтиофауны (через уничтожение среды их обитания) внесенных в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области.
  4. В нарушение международных конвенций, предполагается необоснованное изменение состава ихтиофауны и биоразнообразия в реке Волга.

В связи с вышеизложенным, считаю, что проект строительства низконапорной Нижегородской плотины на реке Волга, из-за своего отрицательного воздействия на водные экосистему реки Волги, должен быть ОТКЛОНЕН, а все дальнейшие работы по нему - ОСТАНОВЛЕНЫ.

Доцент кафедры ихтиологии и гидробиологии
Санкт-Петербургского государственного университета, канд. биол. наук

Анацкий Сергей Юрьевич



Hosted by uCoz