ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту "Низконапорный гидроузел на реке Волге выше г. Нижний Новгород, совмещенный с мостовым переходом на автодорожном маршруте Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области" ОАО" Гипроречтранс", г.р. № 025092, Москва-2003

1. На рассмотрение были представлены следующие материалы:

1.1. Проект ОАО " Гипроречтранс", арх. № 83496 "Низконапорный гидроузел на реке Волге выше г. Нижний Новгород, совмещенный с мостовым переходом на автодорожном маршруте Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области". Раздел - Низконапорный гидроузел, том II. 1, общая часть. Книга 1 " Общая пояснительная записка, основные технические решения и чертежи".
1.2. Проект ОАО " Гипроречтранс", арх. № 83497 "Низконапорный гидроузел на реке Волге выше г. Нижний Новгород, совмещенный с мостовым переходом на автодорожном маршруте Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области". Раздел - Низконапорный гидроузел, том П. 1, общая часть. Книга 2, "Оценка воздействия на окружающую природную среду".

2. Общая характеристика проекта, обоснование инвестиций:

2.1. Представленные материалы дают техническую характеристику проекта и описывают возможное воздействие на окружающую природную среду.
2.2. Створ низконапорной плотины на реке Волге расположен в районе пос. Бол. Козине на 41 км (вниз по течению) от Горьковского гидроузла. Водохранилище будет иметь отметку НПУ 68.0 м БС и его подпор распространится до плотины Горьковского гидроузла.
2.3. Низконапорная плотина, в основном, предназначена для решения проблем ОАО "Гипроречтранса" по проводке крупнотоннажных судов класса река-море, которая ограничена на данном участке реки гарантированными габаритами судового хода, а, главное, не обеспечена судоходными глубинами в камерах и на королях шлюзов № 15 и 16, по причине усадки уровня воды, в результате чего флот вынужден подолгу простаивать в ожидании шлюзований.

3. Замечания:

3.1. Вновь построенная низконапорная плотина приведет к подтоплению территории Заволжской части г. Нижний Новгород сверху. Эффект может быть таким же, как поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68.0 м БС (снизу).

3.2. Подтопление снизу ныне существующий плотины Горьковской ГЭС, которая окажется на плавуне, может привести к ее разрушению. Время существования последней определено гарантийным сроком, который почти исчерпан, поэтому потребуются дополнительные вложения средств на капитальный ремонт и реконструкцию плотины Горьковского гидроузла.

3.3. До установления нового базиса эрозии в течение 15-20 лет сохранится опасность оползней и разрушения берегов вновь созданного водохранилища. Произойдет лавинная седиментация наносов по всей площади дна и прежде всего на фарватере судового хода. Занесение донными осадками малых и средних водохранилищ происходит гораздо интенсивнее, чем крупных.

3.4. Произойдет активизация абразионных процессов в нижнем бьефе низконапорной плотины, которые вплотную дойдут до пос. Сормово и создадут опасность подмыва городской территории по правому берегу, что может привести к обрушению домов.

3.5. Главная проблема "Гипроречтранса" заключена в 15 и 16 шлюзах, собственно из-за которых суда не осуществляют нормальное шлюзование, а не в фарватере судового хода на подходе к ним, поэтому строительство низконапорной плотины только продлит агонию данного участка и приведет, со временем, к проектированию еще одной низконапорной плотины в 20 км выше или ниже по течению, но уже с подпором Волги и Оки.

3.6. Создание нового водохранилища на Волге не решает проблему обеспечения судоходства на данном участке реки, т.к. до конца не реализованы внутренние резервы отрасли.

  1. Разделяя озабоченность "Гипроречтранса" об эффективной работе международного транспортного коридора "Север-Юг", предлагается:

4.1. Установить четкий график проводки караванов судов на волне попуска, согласовав его с работой Рыбинского и Горьковского гидроузлов.

4.2. Ограничить проход судов класса река-море максимально загруженных до ватерлинии.

4.3. Поддержка с помощью земснарядов соответствующих глубин на перекатах фарватера судового хода.

4.4. Ввести штат лоцманов для проводки судов на участке Балахна - Городец.

4.5. Прекратить строительство крупнотоннажных судов. Ввести ограничения на строительство современных грузовых и пассажирских судов по водоизмещению, отвечающим требованиям данного участка реки.

4.6. Изыскать средства (совместно с энергетиками) на капитальный ремонт плотины и реконструкцию шлюзов Горьковского гидроузла.

4.7. Провести берегоукрепительные работы в районе селитебных городских территорий - Городец, Заволжье, Балахна, Н.Новгород (п. Сормово) и дачных поселков.

4.8. Разработать альтернативный проект, устраивающий многие заинтересованные стороны, например, поэтапного строительства второй ступени шлюзов № 15 и №16, максимально приспособленных к шлюзованию крупнотоннажных судов при соблюдении вышеизложенных предложений.

5 Выводы.

Строительство низконапорной плотины в районе пос. Большое Козине, совмещенной с мостовым переходом, встроенной ГЭС и шлюзами, представляется нерентабельным, т.к. данный проект лишь от части решает проблемы ОАО "Гипроречтранса" на ближайшую перспективу (см. замечания). Пора повернуться к реке лицом и приспосабливаться к ней, а не использовать ее для получения сверхприбылей. С появлением нового водохранилища, общество потеряет уникальный, реликтовый, безнапорный участок реки Волги, сохранивший ее первоначальный облик.

В.В. Законнов
географ-гидролог, к.г.н., в.н.с.

1 апреля 2004 г.



Hosted by uCoz